Жизнь Натальи Александровны Пушкиной чем-то напоминает сказку: сначала - неудачный брак, домашнее насилие, бегство за границу, а дальше – встреча с прекрасным принцем и графский титул.
Принц Николай Вильгельм Нассауский, приехав в Россию на коронацию Александра II, как представитель прусского королевского двора, увидел на балу двадцатилетнюю дочь Пушкина. Они не могли тогда оторвать друг от друга глаз и протанцевали всю ночь напролёт. Родной брат королевы Швеции был поражен красотой и умом замужней дамы. Несмотря на ее социальный статус, он стал за ней ухаживать и оказывать знаки внимания, которые имели успех.
И вот, спустя годы, они встретились вновь. Николай Вильгельм попросил руки Натальи Александровны. Принц хотел жениться на разведённой женщине с тремя детьми, не знатного рода, иностранке...1 июля 1867 года в Лондоне они обвенчались. Ради своей любви принц отказался от права на престол и выхлопотал для супруги титул графини Меренберг — по названию крепости, являющейся родовым владением принцев Нассау. Они поселились в Висбадене.
Принц Николай Вильгельм, добродушный немец, обожал свою жену. В этом браке родилось трое детей: София, Александра и Георг-Николай. Двое из детей связали себя узами брака с представителями царской династии.
Так, ее дочь Софья Меренберг вышла замуж за князя Михаила Михайловича Романова и вошла в историю как графиня де Торби. А сын Георг-Николай взял в жены дочь Александра II от его второго брака с Екатериной Долгоруковой - Ольгу Александровну Юрьевскую.
Новый брак Натали, в отличие от первого, был долгим и счастливым. Наталья Александровна, не стала ни на что претендовать — брак был неравным и не давал ей прав на вступление в семейство герцогов Нассау. Родственники мужа тепло приняли её (хотя и не сразу), Наталья Александровна в своих новых владениях чувствовала себя легко и комфортно. Дворец, где они жили с мужем, её стараниями был превращён в музей. Натали окружала атмосфера любви и почитания.
В истории литературы графиня Меренберг осталась как хранительница писем А.С. Пушкина к Гончаровой. Когда Наталья Александровна решилась опубликовать их, она обратилась за помощью к Тургеневу, из желания донести слог своего великого отца до других поколений. Лучшего посредника, чем Иван Сергеевич, трудно было найти. Писатель почёл для себя за честь заняться изданием пушкинского наследия.
Иван Сергеевич искренне и сердечно благодарил графиню Меренберг за поступок, на «который она, конечно, решилась не без некоторого колебания», и выразил надежду, что «ту же благодарность почувствует и окажет ей общественное мнение». Но когда в первых номерах «Вестника Европы» за 1878 год появились эти письма, на дочь поэта обрушилась вовсе не лавина признательности, а кипящая лава негодования.
Даже родные братья Натали, Александр Александрович и Григорий Александрович Пушкины, не были на стороне сестры и... собирались вызвать Тургенева на дуэль за оскорбление чести семьи. С оригиналами этих писем Наталия Александровна рассталась только в 1882 году, передав их на хранение в музей, да и то не со всеми. Письма Пушкина к Натали Гончаровой, написанные им ещё до их венчания, так и остались у неё.
Недоступность части пушкинских архивов, принадлежащих потомкам со стороны его младшей дочери, объясняется ещё и тем, что её внуки, правнуки и праправнуки породнились не только с родом Романовых, но и с английской правящей династией Виндзор. Прапраправнучка Александра Сергеевича, герцогиня Вестминстерская Натали, — крёстная мать принца Чарльза, сына царствующей королевы Елизаветы II.
Николай-Вильгельм скончался в 1905 году, а его убитую горем вдову ожидал очередной удар. Наталья Александровна выяснила, что по законам княжества Нассау и кодексу великокняжеской фамилии морганатическая жена не может быть похоронена рядом со своим знатным супругом. Графиня Меренберг не смогла смириться с таким законом и составила завещание.
Она умерла в 1913 году в возрасте 77 лет, и родные в точности исполнили ее последнюю волю: они развеяли прах графини Меренберг над могилой ее любимого мужа. В её апартаментах в дворце-музее в Висбадене всегда живые цветы. Есть во дворце и комната, где висит на стене в золочёной раме портрет её отца, Александра Сергеевича Пушкина. Напротив — портрет другого родственника семьи, императора Николая I. Они смотрят друг на друга — два современника.
Источник:
Книга Наталии Пушкиной-Меренберг «Вера Петровна. Петербургский роман», 2004г.